- Иеремия пророк
- имя это по-еврейски, по мнению некоторых, обозначает "Иегова отвергающий" (Свой народ), родился в гор. Анафофе, находящемся на 6 - 7 вер. к северу от Иерусалима, в то время, когда царство Иудейское, расшатанное в глубине своих религиозно-нравственных основ, быстро стремилось к концу.
Отец Иеремии был Хелкия, один из священников г. Анафофа, и это, быть может, было причиной, что Иеремия уже в довольно раннем возрасте мог наблюдать всю ту разнузданность и безнравственность, которая царила среди высших и низших. Вера израильская, не поддерживаемая нечестивыми царями Манассией, Аммоном и Иоакимом, забывалась, и язычество глубже и глубже пускало корни во все слои общества. От природы наделенный мягким, впечатлительным характером, сердцем, полным доброты и любви, Иеремия глубоко скорбел о той расшатанности, которая царила среди Иудейского царства. Чувствуя, что такое положение дела может привести к совершенному падению царства, Иеремия уже в раннем возрасте выступил, как пророк, убеждая и обличая неверующих. Ему, глубокому патриоту, приходилось убеждать народ уже скорее подчиниться халдейским князьям, чем заключать союз с Египтом, который, близкий к гибели, увлекал за собою и Иудею. Но ослепленный народ не внимал голосу пророка. Его обвиняли в измене и всюду гнали, как врага отечества. Правда, в начале его выступления (627 г.) царь Иосия, глубоко его уважавший, пытался было произвести кое-какие реформы, но они не могли спасти царства. Со смертью Иосии все усугубилось еще личным нечестием его наследника Иоакима. Иеремия понимал, конечно, что царство быстрыми шагами идет к гибели, но все еще надеялся его спасти. Более чем когда-либо он одушевляется в своих обличительных речах, призывая народ покаяться за нарушение своего завета с Иеговой. После одной из знаменитых своих речей, произнесенной в храме, он едва не погиб жертвой народной ярости, лишь заступничеством некоторых князей спасся. В это время Навуходоносор победил египетского фараона Нехао, и это было началом конца Иудеи. И здесь Иеремия провозглашает, что за непослушание Израиля заветам с Иеговою и пророкам его "вся земля его будет пустынею и ужасом и народы сии будут служить царю вавилонскому 70 л.". Действительно, в 601 г. Навуходоносор подчинил себе Иудею, как союзницу Египта, и через три года, когда Иоаким восстал против него, явился под Иерусалимом, взял в плен много знатных лиц и с ними царя Иехонию, сына уже умершего Иоакима. Царем был поставлен Седекия. Человек слабохарактерный, он вначале слушался советов Иеремии, но потом взяли перевес ложные пророки, и под влиянием их он отложился от Навуходоносора и заключил союз с Египтом. Разгневанный Навуходоносор явился под Иерусалимом и после полуторагодовой осады взял его и предал разрушению, жители, а вместе с ними и Иеремия, были отведены в плен в Вавилон. Как памятник гибели Иерусалима осталась трогательная элегическая песнь Иеремии. В плену И., громя нечестивых, в то же время утешал оставшихся верными заветам Иеговы и теперь впавших в отчаяние. Последние годы своей жизни И. провел в Египте и, по свидетельству Ефрема Сирина, был побит камнями в Тафнисе иудеями. Память его 1 мая. За 41 год своей пророческой жизни И. всюду был преследуем и гоним, зато после смерти, когда стали сбываться все его пророчества, он удостоился глубокого почитания иудеев. Ему приписывали сохранение скинии и ковчега завета во время плена. В преданиях он называется "братолюбец" и ходатай за народ пред Богом. Около времени пришествия Христа ждали даже его воскресения из мертвых и явления среди народа. Ни у одного из пророков в их деятельности не выражается так глубоко идея самоотверженной любви и жертвы, как в деятельности Иеремии. Видя несовершенства Ветхого Завета, утратившего уже многое из средств для вразумления и исправления, И. как бы предчувствовал превосходство и необходимость Нового Завета, совершеннейшего в своем учении; вся его деятельность проникнута духом этого Нового Завета, в то время угадываемого только одним им. Как памятники проповеднической деятельности прор. Иеремии остались: 1) книга его имени, 2) книга Плач и 3) Послание. В этих трудах, как в зеркале отразилась кристально-чистая душа пророка, его патриотизм и необычайная мягкость.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.